25
апреля
2024
$
34.51
13.23
Новости Ленского района Архангельской области
ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
19:00 / 26 сентября 2020

Детство в Паламыше: мы рано повзрослели

Серафима Нёдрышкина родилась 14 февраля 1938 года в лесном посёлке Паламыш в многодетной семье. Сегодня - очередь воспоминаний Серафимы Григорьевны.

«Жили мы в бараке. В комнате с общим коридором места было мало, поэтому спали на полу, как и большинство детей в посёлке. Нас, детей, объединяли игры: все вместе играли, шалили и дружили. Время шло, и вдруг в 1941 году в семью пришло горе. Сначала одно испытание – родился шестой больной ребёнок, который всё время плакал, а вскоре умер. Потом ещё страшней горе для нас – это получение повестки отцу на фронт, в самые первые дни войны.

Провожали его всей семьёй. Меня отец нёс на плечах. Народу на пристань пришло много. Женщины плакали, мужчины их успокаивали, на прощанье заиграла гармонь. Я тогда не осознавала происходящего. Помню только, как не хотела идти обратно домой без отца. Ждали его писем. Писал, что воюет под Ленинградом. В посёлок приходили письма-похоронки. Мама молилась за него, чтобы выжил и вернулся живым.

Дети понимали горе родителей и их трудности, рано повзрослели. Старшая моя сестра пошла в 15 лет на работу пилоточем – точила пилы. Вторую сестру, Евстолью, в 13 лет на работу в лесопункт не брали, поэтому пришлось устроиться техничкой на пекарню. Можно подумать, что работать в пекарне хорошо, но там все работы были под строгим контролем, и хлеб выдавали работникам по установленной норме, как всем. За хищения строго карали.

Мама держала скот, а мы помогали разрабатывать огород на раскорчёвках. Заготавливали корм для скота в неугодьях вырубок леса. Ноги мёрзли от холодной воды. Плакали, но делали. Мама, работая техничкой, кормила пятерых детей. В 1942-м пришла казённая бумага и в наш дом – отец погиб...

Жили мы впроголодь, все думы были о еде. Весной 43-го я хотела посадить обрезок картошки в огороде под окном, а дверь не заперла. Вдруг приходит сестра, чтобы забрать карточки и идти за хлебом. А карточек нет. Она меня спрашивает: «Кто был?» А я и не знаю, что ей сказать, ведь никого не видела. Сестра меня отругала, сидим и обе плачем – как без хлеба прожить?!

Мама пошла к коменданту посёлка разбираться и рассказала, что догадливая старшая сестра на наших карточках сделала пометки. Вскоре всё выяснилось. Воровкой оказалась подруга нашей сестры, которая знала все тайные места в нашем доме. При покупке хлеба, конечно, её и нашли, а карточки вернули.

В нашем посёлке жили спецпереселенцы: немцы, украинцы, поляки. Ходила к нам одна полячка, Мария, лет семидесяти. Вместе заготавливали веники: мы для своих коров, а она на продажу. Густые и длинные волосы Марии всегда пахли керосином. Она смазывала их, чтобы не заводились вши. В то время многие семьи страдали от этих паразитов. Чему удивляться – и мыла не было, и проживали в антисанитарных условиях. Марию мама жалела и помогала, чем могла. После реабилитации она уехала...

Окончила я начальную школу в нашем посёлке. Школа располагалась в бараке. Классных комнат не хватало, учились по сменам и по два класса вместе. В 1950 году переехала в деревню Остров к бабушке. Я и помощница старой бабушке, и уже ученица пятого класса. Хожу в школу за три километра. Хлеб тогда продавали уже без карточек, но очереди были большие. Я уходила из дома в очередь в четыре утра. На столе разносолов не знали. Основным продуктом питания было козье молоко и замечательный из него творог.

В школьные каникулы я должна была наносить веников на всю зиму для бабушкиных коз. Бабушка режет ветки, а я выношу из леса за два километра до нашего дома. Домой изредка наведывалась. По дороге из деревни Остров до Паламыша километров десять растёт высокий стройный лес. Шла пешком по бору одна, редко находились попутчики».

Школьные годы пролетели быстро. Началась взрослая самостоятельная жизнь. Окончив школу киномехаников в городе Советске, Серафима Григорьевна стала киномехаником сразу пяти киноустановок: в Паламыше, 26, 76, 74 кварталах и новой точке. Добиралась на попутных машинах. Частенько с семи-восьмикилограммовыми кинобанками шла пешком. Сама и ремонтировала аппаратуру. 18-летняя, а с работой справлялась.

В 1958 году перевели её в посёлок Сорово Вилегодского района. Там через год вышла замуж за Владимира Нёдрышкина. Когда появились дети, перешла работать воспитателем в детсад, а потом освоила новую профессию бухгалтера и доросла до старшего. За добросовестное отношение к труду имеет много наград и поощрений. С мужем воспитали двух сыновей и прожили счастливую жизнь.

Сейчас на заслуженном отдыхе Серафима Григорьевна имеет много увлечений: огород, цветы, походы в лес за грибами и ягодами, любит читать и заниматься рукоделием.

Из книги Тамары ЯХЛАКОВОЙ «Сердца младые, пронзённые войной»

Похожие материалы

Расписание движения автобусов
Подписка онлайн через почту
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.