Мошенники могут позвонить даже с номера банка
О том, насколько изобретательнее стали мошенники и как часто им удаётся выманить деньги у жителей нашего района, мы расспросили заместителя начальника ОМВД России по Ленскому району – начальника следственной группы майора юстиции Василия РАДЮШИНА в рамках профилактического мероприятия «Стоп, мошенник!», которое проходило с 25 сентября по 4 октября.
- Василий Георгиевич, неужели несмотря на многочисленные предупреждения и от полиции, и в СМИ, жители нашего района продолжают «дарить» мошенникам свои деньги?
- Да, к сожалению, это так. За 2019 год в полицию с заявлениями о том, что мошенники обманом заставили их перечислить денежные средства с банковских карт или счетов, обратились 17 человек, за девять месяцев этого года - уже 14. Последний случай - в середине сентября в ОМВД обратился житель Урдомы, который перечислил свои деньги на «безопасный счёт» по звонку «сотрудника банка». Отмечу, что чаще всего мошенникам верят люди старшего поколения.
- Полиция возбудила по этим заявлениям уголовные дела?
- Да, по статье 159 УК РФ «Мошенничество» мы возбудили семь уголовных дел в этом году и одиннадцать в прошлом. По пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ «Кража, совершённая с банковского счёта, а равно в отношении электронных денежных средств» - шесть дел в 2019 году и семь - в 2020 году.
- На какие виды дистанционного мошенничества наиболее часто попадаются жители нашего района?
- Вообще, виды дистанционного мошенничества очень разнообразны, но цель их всегда одна – ввести в заблуждение потерпевшего и заставить выполнить указания по переводу денежных средств либо передаче конфиденциальной информации о счёте. Нам чаще всего поступают заявления от лиц, перечисливших свои деньги при покупке чего-либо через сайты, а в последнее время участились случаи обращения по поводу звонков от якобы сотрудников банка, которые предлагают «спасти» денежные средства клиента путём перевода на «безопасные» счета.
- Но покупки через интернет становятся всё популярнее. Как обезопасить себя?
- Во-первых, приобретайте товар только на проверенных интернет-сайтах. Сегодня появляется много сайтов-двойников, отличающихся от известных («Авито», например) всего одной буквой. Второе - никогда не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов. Третье – не оплачивайте или не вносите задаток до того момента, пока не увидели товар воочию.
- А как преступники убеждают перевести деньги на «безопасный счёт»?
- Мошенники становятся всё изобретательнее, всё чаще используют программы для подмены номеров. Эти программы позволяют звонить даже с номера вашего родственника, могут прислать смс или позвонить даже с номера 900 – официального номера банка или даже номера, указанного на обороте банковской карты, но чаще всего мошенники звонят с номеров с кодом +7 495, +7 499. Этим злоумышленники и вводят в заблуждение.
- Но как устранить сомнения, что позвонил именно сотрудник банка?
- Лучше всего сбросить звонок и перезвонить в свой банк, причём не нажав на повтор номера, с которого вам звонили, а заново набрав 900 или иной номер с оборота вашей банковской карты. Там вам наверняка скажут, был ли звонок. Но в любом случае, запомните: сотрудники «службы безопасности» банка никогда не звонят клиентам и уж тем более не просят «сверить» данные банковской карты. Особенно должно насторожить, когда запрашивают PIN-код или CVV-код с оборота карты. Никогда и никому не называйте их! Не открывайте ссылки и файлы, пришедшие с незнакомых электронных адресов, удалите подозрительное сообщение. Сохраняйте бдительность и будьте предельно внимательными!
Анастасия ГОРБАЧЕНКО
Фото автора