16
апреля
2024
$
35.04
13.36
Новости Ленского района Архангельской области
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
19:00 / 22 октября 2020

Дистанционное обучение - это крайняя, вынужденная мера

Председатель комитета по культурной политике, образованию и науке областного Собрания депутатов Ольга ВИТКОВА - о горячем питании в школах, выплатах за классное руководство и дистанционном образовании в эпоху коронавируса.

– Ольга Константиновна, с 1 сентября ученики младших классов получают горячее питание в школах. С какими проблемами столкнулся регион, чтобы организовать этот процесс?

– Ключевое слово в послании Президента РФ, которое касалось организации питания для учеников 1-4 классов, – это стопроцентный охват. То есть регион мог получить федеральное финансирование при условии, если горячий обед получат все дети. Но мы столкнулись с тем, что не все школы в области имеют пищеблоки и более того - возможность организовать горячее питание есть не во всех учреждениях, особенно – в малокомплектных школах в труднодоступных районах. Поэтому, когда в мае появился порядок распределения федерального финансирования, получилось, что регион может кормить 53 тысячи школьников, а 100 ребят - не может.

Только за счёт средств областного бюджета полностью организовать этот процесс мы бы не смогли. Поэтому на июньской сессии мы приняли обращение к министру просвещения РФ с просьбой внести изменения в порядок распределения федеральной субсидий. Тем более, что с такой проблемой столкнулась не только Архангельская область.

Всё лето школы готовились к организации питания детей. В июле, по данным управления регионального управления Роспотребнадзора, в тридцати пяти муниципальных школах были замечания по готовности пищеблоков и столовых. На их устранение из областного бюджета было выделено более 8,2 миллиона рублей, часть из них пошла на закупку технологического и холодильного оборудования для восемнадцати малокомплектных школ, часть – на устранение замечаний. В середине августа регион получил средства из федерального бюджета на организацию питания начальной школы. И с 1 сентября всех ребят начали кормить горячими обедами.

– Но всё же остались школы, где сегодня питание организовать невозможно?

– Да, речь идёт о восемнадцати малокомплектных школах, в начальных классах которых обучается 80 ребят. Сейчас для таких школ прорабатывают разные варианты: приобретаются холодильники, оборудование для подогрева пищи, рассматривается вопрос использования в дальнейшем готовых блюд шоковой заморозки. В качестве временной меры сейчас мы приобретаем набор продуктов на неделю и выдаём его родителям для организации домашнего питания, потому как зачастую перемены в таких школах большие - часовые, и дети успевают сходить домой.

– С начала организации питания стала появляться информация от родителей, что в каких-то школах порции больше, в каких-то - меньше. С чем на ваш взгляд это связано?

– В школах у нас сегодня две системы организации питания: силами школьных столовых либо с помощью привлечённой организации. За счёт средств федерального бюджета компенсируется набор продуктов питания на одного ребёнка – это 73 рубля 51 копейка. А затраты на приготовление пищи, содержание оборудования, заработную плату поваров, оплата электричества и т.д. – несёт либо предприниматель, либо школа. И если затраты школы, которые содержат столовые, уже учтены в бюджете, и их несёт муниципалитет, то по затратам, когда питание обеспечивает привлечённая компания или предприниматель, вопрос открыт. Он будет прорабатываться в рабочем порядке. В сельских школах, например, где сами затраты на столовые меньше, есть возможность даже увеличить объём питания. Например, там дают второе, салат, яблоко и йогурт.

– Не каждый ребёнок съест столько…

– Да, и здесь тоже есть нюанс, связанный с ситуацией, в которой мы с вами сейчас находимся – коронавирус. Например, если он берёт яблоко и йогурт с собой из столовой, то в школе потом он может съесть только яблоко. Йогурт уже необходимо нести домой. Зачастую детям это соблюдать трудно.

– Жалобы на качество питания уже были?

– Не на само качество, здесь строго следит Роспотребнадзор, а на качественный состав продуктов. И это, на самом деле, проблема гораздо серьёзнее, на наш взгляд. Речь идёт о культуре качественного питания. Есть обращения от родителей, которые говорят: мой ребёнок без майонеза и кетчупа ничего есть не будет! Мы объясняем – лимонад, чипсы и майонез – это, пожалуйста, дома. Школа должна обеспечить здоровое питание, поэтому в меню предусмотрены овощи и фрукты.

Мы часто общаемся с коллегами, многие отмечают, что большинство современных детей не приучено есть овощи, например, салат с морковкой, свёклой или капустой. И они оставляют это на тарелках. Но, в любом случае, мы будем мониторить эту ситуацию, и работать со всеми обращениями от родителей.

– Выплаты за классное руководство - ещё одно новшество этого года.

– На выплаты за классное руководство регион получил 303 миллиона рублей из федерального бюджета. Хочу подчеркнуть, что эти средства выделены не на весь учебный год, а на остаток текущего финансового года. Выплата осуществляется с учетом районного коэффициента и северной надбавки и является доходом, поэтому облагается налогом, – первое время были такие вопросы. Но в среднюю заработную плату, что самое актуальное, она не входит. То есть это отдельные средства, которые будут зачисляться классному руководителю не в составе заработной платы, а отдельной суммой, поэтому он будет ежемесячно видеть её и в расчётном листке, и при переводе денежных средств на карту.

– В школах уже действовали системы стимулирования за классное руководство. Новые выплаты их отменяют?

– Нет, это не раз подчёркивал Президент РФ Владимир Путин, когда предлагал ввести подобные выплаты. Действующие стимулирующие выплаты за классное руководство закреплены в положении об оплате труда каждой образовательной организации. Где-то это фиксированная сумма, где-то - процентная доплата. И мы с коллегами по профильному комитету, и региональное министерство образования акцентирует внимание на том, что все действующие выплаты должны быть сохранены.

– Если педагог выполняет функции классного руководителя в нескольких классах, он сможет получить выплату за каждый класс?

– Федеральная выплата может быть удвоена, если педагог осуществляет классное руководство в двух и более классах. Понятно, что эта ситуация больше характерная для сельской местности, для малокомплектных школ. Но при этом есть федеральные нормативы, в которых подразумевается, что малокомплектные классы – от восьми человек. Проблема региона в том, что у нас есть классы, в которых есть один-два ребёнка. И, поэтому, безусловно, педагоги в больших школах, где в классах по 25-30 детей, вопросы задают.

Но пока норма такая: один класс – одна выплата. Просто, когда готовили проект по выплате, в регионах запросили информацию не по количеству классов, а по количеству классных руководителей. Если учитель вёл, например, три класса, то его посчитали как одного классного руководителя. Надо время, чтобы этот процесс устоялся. Все средства на осуществление выплат в муниципальные образования направлены, разъяснения даны. Поэтому нам остаётся отслеживать ситуацию и совместно с министерством решать возникающие вопросы.

– Планируется ли переводить школы на дистанционное обучение, ведь в регионе последние две неделе фиксируется рост заболевших коронавирусом?

- Мы согласны с позицией регионального оперативного штаба: если заболел ребёнок в классе, на дистанционное образование выводится класс, а не закрывается школа. Школы у нас очень разные. Мы по весне рассматривали возможность не переводить на дистанционку школы в отдалённых труднодоступных территориях, сельские школы, где была нулевая ситуация по заболеваемости. Тем не менее, Роспотребнадзор тогда достаточно жёстко настаивал на дистанционке.

Выстроить систему дистанционного обучения за год невозможно, этот опыт надо нарабатывать. Какие-то педагогические коллективы перестроились быстро, другим потребовалось больше времени. Другой вопрос – готовность детей к дистанционному процессу. Не все вошли в ритм, не все готовы в нём работать активно. Поэтому дистанционка – это крайняя, вынужденная мера.

Безусловно, как форма обучения она больше подходит для старших классов, где дети готовы к лекционному восприятию материала, к самостоятельной работе и с учебниками, и с дополнительной литературной. В начальных классах выстроить этот процесс труднее. Все наработки дистанционного обучения не пропадут, будут развиваться. Но как дополнительная форма образования, а не основная.

Анастасия ВОЛОДИНА

Похожие материалы

Викторина
Выборы Президента 2024
Расписание движения автобусов
Подписка онлайн через почту
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.