25
апреля
2024
$
34.51
13.23
Новости Ленского района Архангельской области
ОТЧИЙ КРАЙ
16:00 / 23 октября 2020

На микшегорских угорах

Название своё микшегорский колхоз «Труженик» оправдывал сполна. Агафья Николаевна Червятина внукам своим была и за бабушку, и за мать, а работала она дояркой на колхозной ферме.

Маму звали Зиной

– Ни выходного, ни праздника, ни кино – ничего эти люди не видели! – вспоминает Эвелина УСПАССКИХ. – С четырёх часов утра до девяти вечера на ногах. Уйдут рано утром на дойку. К девяти вернутся, немножко передохнут, а летом ещё и надо идти косить подкормку для скота. И не косилкой – косой на своё стадо надо было травы наготовить. Домой придёт, часа два отдохнёт, а в пять часов – дойка вечерняя. Домой вернётся в восемь-девять вечера. Хорошо ещё, что бабушка была, детей досматривала. Так дети-то привыкли к ней: они маму звали просто – Зиной. Зина! А бабушку – мамой.

Выросли дети. Анатолий пошёл служить в армию. Однажды в воинскую часть на его имя пришла телеграмма, в двух словах печальная весть: умерла мама. Отпустили солдата со службы на несколько дней домой на похороны. Приехал в Яренск, и на Микшину гору через Соборный мост пешком зашагал. Дело было в апреле, по Яреньге уже ледоход шёл. Это не удержало: по льдинам на ту сторону реки перескочил.

Пришёл к дому и тут испытал настоящий шок: родная мать его у крыльца встречает. А семья готовится к похоронам бабушки Агафьи Николаевны, которую он с другими детьми с младенчества так привык мамой называть.

«Учительшина девка»

Идти по деревне с Эвелиной непросто. Знает и помнит о прошлой жизни деревни, о судьбах односельчан она много, только успевай головой по сторонам вертеть да слушать её и не перебивать.

Вот и мы послушаем, не перебивая:

– Здесь моя родина: в сорок четвёртом, когда мама переехала сюда жить, мне было шесть месяцев. Выросла здесь. Я считаю, что в жизни попала на хороших людей. И на худых попала, конечно, но потом, позже, а в детстве – только на хороших. Меня никто здесь не дразнил: мол, безотцовщина. Знали, что мать от мужа ушла, но, может, стеснялись, потому что она учительница. Были, конечно, люди всякие. Но если уж он скупой, так и скупой, если сердитый, то сразу видно, что сердитый, но открытые были люди, не было такого, чтобы хитрить.

– У Агафьи Николаевны Червятиной, как её не вспомнить ещё раз добрым словом, с внуками вместе играли. Детей чуть не со всей деревни соберётся много, прибегут к ней в избу, все чумазые, все голодные. Она скомандует: умывайтесь! Умоются, обувку у порога скинут. Стол был большой, она на него – чугун картошки. Нечищеной! Огурцов в ту пору не было, зато капуста была, брусника – чуть не полдеревни, которые играют с её внуками, едят. Я так вообще невылазно ела.

– Мама у меня была недеревенская, да и когда приехали сюда, ничего у нас не было. Если надо что, мама скомандует:

– Лина, сбегай попроси.

– Мама, пиши записку. Я просить не буду.

Отправила на Мингалёвщину, знакомая, наверное, с женщиной она была. Та спрашивает:

– Ты кто будешь?

– Учительшина девка. Меня мама послала, – и записку подаю.

Ятковщина, Чушево, Лукамово…

Это для человека непосвящённого Микшина гора едина и неделима, хоть с Красного берега под горку спускайся не спеша, хоть Верхним концом, в наше время больше напоминавшим дачный посёлок, иди. Местные же говаривали так: «Откуда идёшь? – Из Ятковщины» или «Куда направляешься? – В Лукамово».

Принялись мы считать, сколько же таких деревень, некоторые совсем небольшие, в две-три избы, по этому краю были раскиданы, словно лоскутное одеяло кто-то сверху набросил на эти угоры и перелески: Агеевщина, Барщина, Протопоповщина… Насчиталось почти полтора десятка.

– В середине шестидесятых годов было на Микшиной горе двести сорок хозяйств. Домов поменьше было: в ином по две семьи жили. Мы выборы помогали проводить, потому эта цифра и запомнилась. Рупосов Борис Прокопьевич руководил первой колхозной бригадой, Лукошников Александр Павлович – во второй бригадирил. Когда к «Труженику» присоединили Верхний Базлук, там Попов Владимир Иванович председателем колхоза был, он возглавил третью бригаду. И начальные школы объединили. Когда там школу закрыли, все ученики стали ходить к нам на Микшину гору…

На стыке веков в размеренной жизни деревни что-то произошло, точно кто-то столкнул с самого высокого холма большие сани, и они, неуправляемые, заскользили вниз, набирая скорость. К первому десятку лет нынешнего века население Микшиной горы сократилось по сравнению с прошлыми годами в десять раз (24 из 27 живущих тут в январе 2009-го года – пенсионеры) и продолжало из года в год убывать.

Гуляй-пляши, Луговое!

Вот уж, казалось бы, о праздниках ли думать, глядя на то, как пустеют одна за другой деревенские избы, когда всё реже и реже светятся зимними вечерами окна домов, а где-то и вовсе погасли. Но вспомнилось, что в прежние времена как раз Микшина гора шумным Луговым заговеньем открывала череду летних деревенских съезжих праздников. Затем иртовская Купальница собирала на вычегодском берегу Купальницу, на Петров день на лодках наряженный деревенский люд направлялся в предвкушении праздника в Выемково. Праздники эти к красным дням календаря не относились, оттого и местная власть долго смотрела на них неодобрительно, поругивая чрезмерно загулявших сельчан. Но праздники справлялись, пусть и не всегда широко.

Тогда и решила дочь микшегорской учительницы Эвелина Успасских и такие же энтузиасты, как она, собрать в своей деревне на Луговое тех, кто когда-то здесь жил. Желающих побывать на родине сыскалось немало. Горячую поддержку организаторы съезжего праздника нашли и у главы сельской администрации Николая Ильина, человека, которого до сих пор вспоминают добрым словом за его энергию и отзывчивость на хорошие дела. Он не только помог даже самых пожилых бабушек свозить в родные места и увезти после праздника домой, но и выступил в роли гармониста.

Разное случалось в деревенской жизни. Бывало, что ссорились до громкой брани, бывало – враждовали соседи, чего-то не поделив меж собой. Но спустя столько лет собрались за большим столом, начали вспоминать о прошлом – только хорошее и светлое в памяти всплывало. Будто не односельчане – большая собралась дружная семья, где каждому нужно вспомнить и рассказать другим что-то очень важное и нужное.

Но за столами долго не засиделись, веселье выплеснулось на улицу. Было чему удивляться в тот июньский день водителям проезжавших мимо Микшиной горы машин:

– Вот ведь говорили, что в деревне никто больше не живёт, что покинута людьми, а тут столько народу собралось, на обочине дороги пляски устроили. Не иначе, свадьбу кто играет…   

Найдётся уголок и для музея

Но только праздником дело не закончилось. В прошлом году микшегорские активисты вместе с общественной организацией «Дети войны» решили увековечить память уроженца Микшиной горы контр-адмирала Алексея Жданова и всех своих земляков – участников Великой Отечественной войны. Выиграв областной грант, установили в деревне у дороги обелиск. В этом году рядом с ним была построена уютная беседка, есть где посидеть и передохнуть после дороги.

А ещё специально для того, чтобы можно было собраться в своей деревне в любое время, независимо от времени года или погоды, Эвелина Успасских на свои сбережения купила на Микшиной горе деревенскую избу. Стоит она в удобном месте, рядом с обелиском. Будет место, где собраться землякам. Найдётся здесь уголок и для небольшого музея крестьянского быта, уже и экспонаты ждут своего места.

Правда, для того, чтобы привести избу в порядок, средств и времени требуется немало. Зато и помощников хватает. Алёне Киселёвой для этого достаточно перейти дорогу: она живёт по соседству.

– Много сил ушло на то, чтобы снять со стен старые обои, – вспоминали об уже проделанной работе женщины, – слоёв было столько, что из них образовалась своя «обойная» стенка.

Мария Лукошникова, она приезжает сюда работать на весь день, здесь и за плотника – в свои семьдесят семь лет (ну никак столько не дашь!) привычно орудует пилой, настилая пол, и за печника: сложенная в кухне печь – её рук дело.

Планировали уже в День пожилых людей собраться здесь дружной компанией. К началу октября и уютная горенка готова была, да в связи с распространением новой коронавирусной инфекции пришлось встречу отложить до лучших дней.

Кто-то скажет: не так это и много – один дом в большой деревне в порядок привести, вывести его из состояния заколоченных окон. Но всё большое начинается с малого.

Олег УГРЮМОВ

Фото автора

Первое упоминание о поселении в этих местах найдено в дозорной книге 1608 года, где она записана как деревня Решетниковская на Микшиной Горе.

Владимир Лукошников в своей книге «Родная сторона», ссылаясь на переписную книгу 1646 года, перечисляет фамилии крестьян: Жданов, Потапов, Гладышев, Попов, Килюшев и другие. С 1720 года деревня записана как Микшина Гора.

Расцвет её пришёлся на середину 20-х годов ХХ века, тогда здесь насчитывалось 182 хозяйства, или 776 человек. В 1930 году здесь образован колхоз «Труженик», в 1969 году вошёл в состав совхоза «Яренский»

Похожие материалы

Расписание движения автобусов
Подписка онлайн через почту
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.