Тку разноцветные дорожки, чтобы не мёрзли ваши ножки
Любовь ВЫБОРОВА не перестаёт удивлять своим творчеством! Этой весной в её арсенале рукодельницы появился деревянный ткацкий станок, которому больше ста лет! Сегодня это редкость, а ведь каких-то 70-80 лет назад они были почти в каждом доме. Как же и зачем он появился у ленской мастерицы?
Детство маленькая Люба проводила у бабушки Федосьи Степановны ПОПОВОЙ в селе Слободчиково, где за домашним уютным очагом училась у бабушки разным премудростям: как вязать крючком и спицами, как прясть. Но особое любопытство девочки всегда вызывал ткацкий станок - деревянные кросны, и бабушка научила её основам этого искусства.
- Так что ткать я умею давно, да вот станка под рукой не было. Уже когда выросла, приехала в бабушкин дом, в мыслях было забрать себе станок, что хранился в чулане, но к сожалению, его там не оказалось, – с нотками ностальгической печали рассказывает Любовь Сергеевна.
Купить кросны - по нынешним временам удовольствие недешёвое. И так бы, наверное, осталось детское умение позабытым, если бы в один прекрасный день не разговорилась она с односельчанкой Галиной КУВШИНОВОЙ. У неё хранился старинный станок, который в прямом смысле изрядно запылился без дела. И узнав, что их ленская портниха, которая стала автором почти всех костюмов для местной художественной самодеятельности, ещё и ткать умеет, Галина Васильевна предложила: бери и тки!
- Моему счастью не было предела! – с радостью вспоминает мастер. – Я, конечно же, соткала половичок за этот бесценный подарок.
Забрала, отмыла, отремонтировала. Правда, тут же встала другая задача: где и как станок весом более 50 килограмм и довольно крупных габаритов расположить?
- Было твёрдое решение, что он точно должен стоять в доме, - рассказывает Любовь Сергеевна. – Мой муж Василий Иванович заинтересован в моем творчестве и был не против, что я решила поставить станок в спальной комнате. Напротив, только поддержал!
И вот настал тот день, когда и кросны, и мастерица, обновившая свои детские знания с помощью интернета, были готовы к работе.
Ткацкий процесс очень кропотливый. Самое сложное - продеть каждую ниточку через межпетлевое пространство нитчанок и бёрдо. В этом деле мастеру помогает сын Ярослав. Только на заправку станка нитями может уйти до трёх дней! Ширина половика зависит от того, сколько мастер проденет нитей в зубья бёрдо.
- У меня бёрдо состоит из 270 зубьев, в них продето 260 нитей, и ширина половика получается около семидесяти сантиметров, - рассказывает рукодельница. – Каждая нить имеет длину тринадцать метров. Очень важно, чтобы нити были прочными, если хоть одна нить порвётся или провиснет, качество половика будет нарушено, и он быстро придёт в негодность. Поэтому нити натянуты с такой силой, что на них можно играть, как на гуслях.
Сколько нитей уходит на половик, зависит от длины изделия, обычно она начинается от одного метра, но, бывает, и до трёх с половиной доходит. Такие ковры мастерица больше двух-трёх дней ткёт.
Как и в прежние времена, на половики идут старые, вышедшие из обихода вещи. Технология та же: постирать, разрезать на полоски сантиметра по два шириной и смотать в клубки. Хотя время тут внесло свои коррективы.
- Сейчас ткань очень отличается от той, что была раньше, была она тяжёлой и жёсткой, - говорит ткачиха. - А в наше время ткань стала мягкой, состав у неё разный, и работать с ней легче.
Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок. А для узорных выдумок даже отдельный термин придуман – закладное ткачество, и Любовь Сергеевна этим умением владеет:
- Я могу делать различные виды разноцветных закладок типа ромбиков или полосок. Да хоть имя выложить можно!
Но в своём мастерстве она совершенствоваться не перестаёт, в том числе и как мастер по починке станков.
- Бывает, что и нитки рвутся, а бывает, что и сами старенькие нитчанки приходится чинить, и зубья бёрдов тоже. Они должны быть на одном уровне, но из-за старости станка нити немного пляшут, - рассказывает она. - До сих пор ещё учишься, нюансов очень много!
Например, вот на этом же станке можно ткать полотенца и заниматься бранным ткачеством, что и задумала мастерица. Искусство это старинное и не из лёгких. Но когда дело любо, идёт оно на лад!
Кристина ГОРБАЧЕВСКАЯ
Фото автора