27
апреля
2024
$
34.26
13.22
Новости Ленского района Архангельской области
ОБЩЕСТВО
14:00 / 12 марта 2020

Яренская ЦРБ: реалии, трудности и «административное давление»

Первоначально этот материал задумывался как рассказ о Яренской центральной районной больнице, в жизни и деятельности которой за последний год произошли довольно серьёзные изменения. Но последние события вокруг ЦРБ внесли свои коррективы. Сначала в редакцию принесли открытое письмо от пациентов терапевтического стационара, обращённое главе района, главному врачу и районному депутату (опубликовано в № 7 от 14 февраля этого года). А потом началось активное пикетирование больницы по поводу возможного прохождения в ней медицинского осмотра работниками ООО «Технопарк».

О встрече мы с главным врачом больницы Людмилой ЗАДВОРНОЙ договорились ещё в январе, но по ряду причин удалось нам встретиться именно в тот момент, когда началось пикетирование больницы.

Люди с плакатами стояли то около административного здания, то возле поликлиники и лечебных корпусов. И широко транслировали в социальных сетях пикетирование, которое, по их мнению, выражало «благодарность» и «поддержку» работникам ЦРБ за «гражданскую позицию» и «солидарность с защитниками Шиеса».

«Инициативная группа «Чистый Яренск» и Яренская «Бессрочка» через плакаты выражают мнение жителей Яренска и района об отношении руководителей и некоторых работников ЦРБ к действиям ТехНоПарка на территории нашего района», ­ - написали они в социальных сетях, а перед этим, 12 февраля, в другой группе уверено заявили: «Завтра сотрудники мусорных оккупантов по согласованию с главврачом Задворной Людмилой Александровой и при административной поддержке главы Ленского Района пройдут платный медосмотр в Яренской ЦРБ».

В момент нашей встречи с главврачом спустя неделю эта информация, мягко говоря, не соответствовала действительности. И продолжает оставаться недостоверной до настоящего времени.

А был ли договор?

Мнения главного врача о происходящем никто не спросил. И это показалось мне неправильным: всё-таки именно Людмила Задворная несёт всю полноту ответственности от административной до уголовной за всё происходящее в подведомственном ей учреждении. Потому и встреча наша началась не с позитивных изменений -­ а их в жизни больницы за последний год произошло действительно много - а с попытки разобраться в происходящем.

- Людмила Александровна, так всё-таки договор с Технопарком заключён?

- Нет, договора нет! Откуда взялись эти слухи о том, что мы его подписали, я не знаю. Эта ситуация по большому счёту была искусственно создана на ровном месте.

- Но, судя по надписям на плакатах, на вас прямо-таки давят и вынуждают отказаться от оказания услуг этому предприятию.

- Видите ли, мы даже не имеем права это сделать, потому что у нас есть лицензия на данный вид деятельности и оказание платных услуг закреплено в уставе, -­ главврач показывает мне выписку из справочной юридической системы, где всё чётко объяснено. Она предназначается для пациента, но от этого смысл её не меняется. Процитирую полностью:

«Отказ врача от лечения при оказании платной медицинской помощи. Условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчётов, права и обязанности и ответственность сторон регламентируются договором, который заключается с медицинским учреждением.

При этом договор об оказании платных медицинских услуг является публичным договором. Это означает, что медицинское учреждение не может отказаться от заключения такого договора, если имеет возможность предоставить вам (пациенту – прим. ред.) соответствующие медицинские услуги (пп.1, 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ). При отказе от заключения договора вы (пациент – прим. ред.) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причинённых необоснованным отказом от его заключения. В этом случае договор считается заключённым на условиях, указанных в решении суда (п.4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №15­-О)».

То есть повторю: даже при условии, что больница не нуждается в средствах (а это не вариант Яренской ЦРБ, и ниже я объясню, почему), отказаться от заключения договора она не имеет права.

Знали ли об этом стоящие с плакатами? Были ли посвящены в такие законодательные подробности? Хочется верить, что не знали и не хотели добавить больнице, которая является государственным бюджетным учреждением, забот по поводу судебной волокиты и дополнительных расходов по возмещению судебных издержек.

«Идеология» против профессионализма?

Между тем стояние под окнами с плакатами для коллектива не прошло бесследно. Главному врачу даже поступило несколько заявлений от сотрудников, в которых они отказывались участвовать в медосмотре работников Технопарка.

Оставим в стороне юридический аспект подобных действий. Есть ведь и профессиональная этика медицинских работников, правила которой сложились столетия назад и до сих пор считаются нерушимыми? И медицинские работники всегда гордились тем, что в её основе лежит уважение к человеческому достоинству пациента независимо от их возраста или пола, заболевания, расы или национальности, религии или политических убеждений, социального или материального положения…

Неужели «идеологические» разногласия перевесили профессионализм? И как «идеология» коррелируется с местом работы трудяги, которого его организация отправила (в данном случае – могла отправить) на медосмотр в конкретную больницу?

Получается, виноватыми остаются все: и медики, выполняющие или невыполняющие свои профессиональные обязанности, и работники, пришедшие на медосмотр? Значит, любой из нас начинает зависеть от частного мнения медицинского работника, который может посчитать, что обратившийся к нему за медицинской помощью работает «не там» (а может быть -­ и носит «не ту» фамилию или просто родственник «не того человека»)? Здесь мне становится страшно…

- У нас прошло собрание, где я попыталась объяснить коллективу ситуацию, ­- ответила мне Людмила Александровна. ­- Конечно, отношение неоднозначное, и два часа мы разговаривали по этому поводу. Но я понимаю, что работать в условиях такого психологического давления со стороны активистов людям трудно. Многие откровенно запуганы. Однако этику и деонтологию медицинского работника никто не отменял. За пределами медучреждения мы можем быть кем угодно и иметь любую гражданскую позицию. В больнице мы прежде всего медицинские работники!

- А как насчёт «административного давления», которое администрация больницы, как твердят в соцсетях, оказывает на работников, которые отказались проводить «медосмотры»?

- Ни одного дисциплинарного взыскания вынесено не было.

Отвечая на вопросы, главврач даже не пыталась скрыть свою озабоченность. Ситуация нервирующая: коллектив лихорадило, и вести привычную работу при этом, понятно, было нелегко. Однако несмотря на то, что давление продолжалось, коллектив, по словам главного врача, «сумел успокоиться и продолжает выполнять свои профессиональные обязанности, в том числе и оказывать платные медицинские услуги, за что я им очень признательна и благодарна».


Screenshot.png

С этого сообщения с ничем не подтверждённой информацией в одной из групп экоактивистов началось пикетирование Яренской больницы, которое дестабилизировало коллектив и не принесло никаких результатов, кроме очередного нагнетания обстановки в Яренске и районе


Больница не получает, больница зарабатывает

Кстати, о доходах и расходах. Сегодня больница – это хозяйствующий субъект, который не получает деньги из бюджета по мере своей надобности, а зарабатывает их. Источников финансирования два: Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и платные услуги.

Порядка 80% расходов больницы покрываются за счёт средств ФОМСа. Причём чтобы их получить, мало услугу оказать, нужно правильно оформить подтверждающие документы.

Но и скидывать со счетов платные услуги нельзя: они также идут на зарплату коллективу и прочие текущие расходы. А услуги эти у больницы, как вы понимаете, узко специализированные: это профосмотры, периодические осмотры водителей при входе на линию. И большую часть приносят как раз медосмотры работающего населения.

- Основная часть средств уходит на заработную плату работников, коммунальные услуги, ГСМ, питание пациентов, медикаменты, -­ рассказывает главный врач, -­ а ведь есть ещё содержание и ремонт автопарка, обновление материально-технической базы, на которые, увы, средств почти не остаётся.

Несмотря на это Яренская ЦРБ – одна из немногих в области, уверенно ведущих свою деятельность и смотрящих в будущее.

Анастасия ГОРБАЧЕНКО

Скриншот из социальной сети «ВКОНТАКТЕ»

Продолжение читайте в одном из следующих номеров «Маяка»

Похожие материалы

Расписание движения автобусов
Подписка онлайн через почту
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.