15
мая
2024
$
33.97
13.21
Новости Ленского района Архангельской области
ОБЩЕСТВО
14:09 / 15 августа 2021

И взлетел вертолёт Захарова

Эра местного воздухоплаванья в виде изредка жужжащих над головами квадрокоптеров или прочих небольших летательных аппаратов, не относящихся к официальной авиации, как-то незаметно и даже буднично проявилась на ленской земле. Да и кого сегодня удивишь видами наших посёлков и сёл, сделанных с высоты птичьего полёта?

#Маяк29 #Ленскийрайон #Ленскийрайон_Общество

Как встречали первые самолёты

А вот наши земляки без малого сто лет назад на появление в Яренске первых самолётов реагировали куда более эмоционально. Фотоснимок из фондов Яренского краеведческого музея, сделанный в последний день мая 1935 года: большая деревянная трибуна на фоне новёхонького, ещё в строительных лесах Дома Советов, на ней – пилоты и техники агитзвена самолётов Северного авиаморского клуба имени Героев-челюскинцев. Идёт митинг по поводу встречи самолётов. Судя по тому, что Яренск той поры представлял собой лишь три улицы плюс окрестные деревни, митинг можно назвать многолюдным.    

Почему звено агитационное? Заглянем в газету «Ленский колхозник» тех дней: «Цель полётов – это разъяснить трудящимся Северного края политическое, культурное и хозяйственное значение авиации и её роль в обороне нашей страны».

И Яренск не упал лицом в грязь перед упавшими с небес гостями. Пятерым лучшим колхозам района предоставили почётное право на митинге 31 мая рапортовать руководству Северного края в лице экипажа агитзвена о «большевистских победах на сплаве, окорке и севе, в реализации займа и укреплении оборонной работы». Развернулся в районе сбор средств на постройку в стране новых самолётов-гигантов, подобных погибшему в мае того же года самолёту «Максим Горький».

Дальше всех пошли участники районного слёта ударников оборонной работы, проведённого по такому большому событию. Среди принятых ими обязательств было и такое: «Ко дню авиации построить в райцентре парашютную вышку, для чего организовать сбор средств среди осоавиахимовцев и всех трудящихся района».

Вышку, правда, не построили.

Пассажиры - третьеклассники

Местная авиация развивалась. В июне 1959 года открылось регулярное воздушное сообщение по маршруту Котлас - Яренск - Котлас. На городском аэродроме самолёт приземлялся через час после вылета из райцентра. За два летних месяца того года самолёты АН-2 и ЯК-12 перевезли более пятисот пассажиров и три тонны почтового груза. В Яренск ежедневно совершалось два рейса, а иногда и более. «Несколько раз, – сообщал «Ленский колхозник», – когда пассажиров было особенно много, аэропорт посылал вместительный АН-2».

На самолётах местной авиалинии летал командировочный люд, жители не только Яренска, но и большей части района тоже очень скоро оценили удобства такого рода путешествий.

Были и не совсем обычные пассажиры. В весенние каникулы 1964 года третьеклассников Иртовской школы за их активность и усердие (первое место по успеваемости и сборы золы для колхозных полей) решили поощрить. Сначала весь класс на машине увезли в Яренск, затем поездом до Котласа. И с городского аэродрома на самолёте в Яренск, пролетели над своим селом, над школой.

Сколько было радости: ведь многие не то, что на самолёте – на поезде ехали впервые!

Лопасть под потолком

Но если заглянуть в наше прошлое, можно увидеть и пейзажи, сделанные более полувека назад с высоты птичьего полёта, их автором был Пётр Игнатьевич БРАТАЕВ, лётчик-наблюдатель лесной охраны и художник. Был и человек, который мечтал, подобно древнегреческому Икару, подняться в небо. И не с взлётной полосы аэродрома – со двора своего дома.

В середине шестидесятых годов Ивана Николаевича ЗАХАРОВА принимали в партию. В Яренске на заседании бюро райкома ему задали вопрос, который мог человеку несведущему показаться очень странным:

– Как считаете, полетит ваш вертолёт?

Ответил, не раздумывая:

– Пока ещё не готов, но уверен – полетит.

О том, что Захаров в домашних условиях мастерит небольшой вертолёт, тогда знала вся Урдома и с нетерпением ждала момента, когда же начнутся первые испытания и тяжёлая металлическая машина с человеком в кабине поднимется в воздух. А что всё будет именно так – верили все.

Жили мы по соседству. Женька ЗАХАРОВ был моим сверстником, поэтому я с детства хорошо помню мастерскую его отца – мальчишек, так и тянуло туда, уж столько там было всего загадочного. Но больше всего поражало одно: огромная металлическая лопасть, на отполированной поверхности которой отразился случайно проникший в мастерскую лучик солнца.

Этот столь непривычный для быта лесного предмет был подвешен под самым потолком и тянулся по всей длине мастерской, сразу делая её тесной.

Был и токарем, и учителем

С техникой он был знаком с детства. Да ещё как знаком: будучи мальчишкой, в военные годы работал в Челябинске на тракторном заводе, там тогда выпускались танки. Если кто видел кадры кинохроники, где мальчишкам у токарных станков из-за небольшого их роста приходилось ящики под ноги подставлять, – легко можете представить и ЗАХАРОВА, он был одним из таких токарей. Нетрудно представить и тот опыт, что был получен в мальчишеские годы.

После войны по вербовке приехал на лесозаготовки. Кто только не вербовался в ту пору на Север, но, если одни бежали, проклиная всё: комаров, бараки, тяжёлый топор, другие словно прирастали к этой земле. Остался и Иван Николаевич, тем более что долго топором в лесу махать не пришлось: направили работать в мастерские.

Был он и слесарем, самую сложную работу несли выполнять ему. Был и токарем, скоро не только со всего Верхнелупьинского леспромхоза, а и с других предприятий за помощью к мастеру токарного дела обращались. А однажды предложили ему вести в Урдомской средней школе уроки производственного обучения, учить мальчишек работать на токарном станке. Сначала сомневался в успехе: «Баловаться начнут, где же мне справиться с озорниками». Но озорники оказались хорошими учениками и нередко, увлечённые делом, даже звонок с урока пропускали мимо ушей.

Творчество - дело коллективное

Но больше, пожалуй, был известен ЗАХАРОВ как рационализатор. В Урдоме этим мало кого удивишь, была в леспромхозе организация рационализаторов и изобретателей, одна из лучших среди леспромхозов области. Редкий год проходил без того, чтобы кто-то из механизаторов своей задумкой всех не удивлял.

И всё же Иван Николаевич выделялся даже на их фоне. Если бы в леспромхозе решили однажды устроить выставку его работ, первым и самым, наверное, сложным стал бы вопрос о выборе помещения для неё. Далеко не каждое смогло бы вместить все агрегаты, станки, приспособления, придуманные мастером и сделанные его руками. Взять хотя бы станок для расточки скатов сцепов узкоколейной железной дороги. ЗАХАРОВУ, тогда ещё совсем молодому токарю, пришлось столкнуться с неудобствами отправки их для расточки в Сольвычегодск.

Смастерил станок. Потом не из Урдомы, а уже в Урдому с других предприятий района скаты стали возить на расточку.

Но разработка и внедрение каждого такого рацпредложения требуют немало сил, времени и знаний.

– Нужен человек, – решили в середине восьмидесятых годов в леспромхозе, – который бы занимался внедрением новинок в производство, кто бы мог не только дать дельный совет начинающему рационализатору, но и делом помочь.

Предложили ему. Оборудовали отдельную мастерскую.

Мне однажды довелось в те годы перешагнуть порог его мастерской. Большой токарный станок у окна. Несколько других станков с одной стороны, с другой – длинный верстак, множество различных инструментов. Всё лежало на своём месте, под рукой, всё продумано до мелочей.

В углу стоял непонятный агрегат: металлическая труба, внутри её электродвигатель с небольшой турбиной:

– На нижнем складе зимой для очистки подкрановых путей, каждый день по нескольку человек с лопатами выставлять надо, так ведь? А это устройство стоит только к «ноге» крана приладить – оно станет снег с рельсов отбрасывать струёй воздуха далеко в сторону. И лопаты не понадобятся.

Знаков восхищения Иван Николаевич не любил и на слова о лучшем рационализаторе только морщился.

– Одному что-то придумать и создать нелегко, – в таких случаях говорил, – творчество – дело коллективное. Чем больше споров, чем больше разных мнений, тем совершеннее будет новинка.

Полтора метра от пня

Что же касается вертолёта из домашней мастерской, то свою работу Иван Николаевич завершил и даже в воздух на нём поднимался. Не очень высоко, правда, на метр-полтора от земли. Мог бы и выше, да для страховки машину свою к пню толстой верёвкой привязывал.

А вот для того, чтобы летать, требовалось немногое: заключение комиссии столичных чиновников о допустимости аппарата Захарова к полётам. Написал Иван Николаевич письмо в Москву. И ответ вскоре получил: комиссия из Москвы готова выехать. Но только с одним условием: принимающая сторона обязана все командировочные, оплату работы и прочие расходы взять на себя.

Где у простого токаря деньги такие возьмутся? Любую техническую головоломку мог решить, а вот из бюрократической задачки выход найти оказалось куда сложнее. Так и не смог оторваться от того пня, к которому был привязан толстой верёвкой, его вертолёт.

Махнул на всё рукой и соорудил аэросани. На них разрешения высокого не требовалось, потому долго ещё снежными зимами по окрестным лесам разъезжал.

Олег УГРЮМОВ

Фото автора

Похожие материалы

Расписание движения автобусов
Подписка онлайн через почту
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.