28
апреля
2024
$
34.3
13.19
Новости Ленского района Архангельской области
СОЦЗАЩИТА
14:05 / 10 марта 2024

Владимир Торопов и Дарья Ногманова: «О социальном обслуживании важно знать каждому»

В ходе прямого эфира на тему «Признание граждан нуждающимися в соцобслуживании» исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Владимир ТОРОПОВ и директор Архангельского областного центра социальной защиты населения Дарья НОГМАНОВА рассказали, как получить социальные услуги от государств людям, которые в ней нуждаются.

#Маяк29 #Ленскийрайон #Ленскийрайон_Соцзащита #Архангельскаяобласть

– Владимир Алексеевич, Дарья Александровна, давайте в первую очередь объясним, что такое социальное обслуживание?

Владимир ТОРОПОВ: – Система социального облуживания – это система, когда гражданину предоставляются социальные услуги, которые улучшают качество и даже продолжительность его жизни. В федеральном законе №442-фз определены категории граждан, которые подпадают под социальное обслуживание. Это семьи, где воспитываются дети-инвалиды, и сами граждане с ограниченными возможностями здоровья, это граждане пожилого возраста, – категорий очень много.

– Какими бывают социальные услуги и в каких формах они предоставляются?

В.Т.: – Есть несколько форм: во-первых, на дому, во-вторых – в полустационарной форме на базе государственных или негосударственных поставщиков социальных услуг. Третий вид – это стационарный вид, когда гражданин постоянно проживает в доме-интернате для престарелых либо психоневрологическом интернате. Такие учреждения есть практически в каждом муниципальном образовании.

Если говорить о видах услуг, их восемь. Допустим, социально-бытовые услуги – это когда мы помогаем гражданину наладить быт. Социально-медицинские услуги – это вид, который помогает продлить жизнь подопечным, и социальные работники здесь могут измерить давление, проконтролировать приём лекарств.

Очень большой спектр – это социально-педагогические услуги, когда и с родителями, и с ребёнком работают специалисты, которые помогают улучшить качество жизни семьи с ребёнком-инвалидом.

– Куда следует обращаться, чтобы гражданин мог получить эти услуги?

Дарья НОГМАНОВА: – В первую очередь гражданин должен пройти специальную процедуру – процедуру признания нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в предоставлении социальных услуг. С 2024 года эта функция передана в органы социальной защиты, которые есть во всех муниципальных образованиях области. Обратиться можно как лично в отделение социальной защиты по месту жительства, так и подать заявление в электронной форме через портал госуслуг.

Мы существенно упростили эту процедуру, и теперь фактически человеку нужно лишь подать заявление о том, что он нуждается в соцуслугах, и заполнить согласие на обработку персональных данных. Собирать дополнительные справки обратившемуся при этом не нужно – все остальные документы мы получим в рамках межведомственного взаимодействия.

– Из каких этапов состоит процедура признания нуждаемости?

Д.Н.: – В первую очередь нам поступает сигнал о том, что гражданин нуждается в социальных услугах. Это может быть обращение самого гражданина, сообщение от родственников, соседей, из медицинских учреждений, других граждан.

Далее эксперты органов социальной защиты проводят обследование жилищно-бытовых условий и условий жизнедеятельности нуждающегося по специальной методике. В том числе оценивается и фактор его самостоятельности: может ли он сходить в магазин, приготовить пищу, принять гигиенические процедуры, и уровень благоустройства жилья, который может потребовать топку печки, поднос воды. Если это семья, которая воспитывает ребёнка-инвалида, оценивается, например, кто проживает с ним, посещает ли он образовательное учреждение.

У эксперта есть анкета-опросник, заполнив которую он определяет, какая помощь семье или гражданину нужна, устанавливает факторы. Которые ухудшают жизнь обратившегося: невозможность самообслуживания, наличие внутрисемейного конфликта, факт наличия инвалидности и так далее. Все эти факторы прописаны в федеральном законе №422-фз.

– Что следует после того, как установлены все факторы?..

Д.Н.: – Начинается самая главная работа – подбор услуг и формирование индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Эта программа подстраивается под жизненные обстоятельства и состояние здоровья нуждающегося, и эксперт совместно с человеком выбирает те виды услуг, которые ему необходимы, чтобы повысить качество его жизни, продлить его жизнь. Виды услуг и периодичность их предоставления регламентированы стандартами.

Отмечу особо: все эксперты, которые выходят на обследование, имеют удостоверения, где указаны название организации: Архангельский областной центр социальной защиты населения, наименование отделения, где работает эксперт, его фамилия, имя отчество, должность, фото. Само удостоверение зелёного цвета. Так как от имени работников соцзащиты часто действуют злоумышленники, обращаю внимание: наши работники выходят только по предварительной договорённости, по звонку. Внезапно никто не приходит! Если не удастся связаться с ближайшим окружением нуждающегося, мы стараемся привлечь соседей, участкового или сотрудников органов опеки.

– На какой срок рассчитана программа?

Д.Н.: – У программы есть срок действия, и он зависит от жизненных обстоятельств, например, от того, есть ли у подопечного реабилитационный потенциал. Но при этом, если гражданин чувствует, что он нуждается или, наоборот, перестал нуждаться в каких-либо услугах, он может в любой момент обратиться за пересмотром программы. Максимальный срок действия программы – три года. После этого снова должна пройти процедура анкетирования, по итогам которого программа может быть оставлена без изменений, сокращена либо дополнена.  

– Где можно получить социальные услуги, которые указаны в программе?

В.Т.: – В программе прописано, как и где эти услуги оказываются: на дому, в полустационаре или в стационаре. С этой программой гражданин отправляется к поставщику социальных услуг. Сегодня в нашем реестре поставщиков соцуслуг – 80 организаций, треть из которых – это негосударственные некоммерческие организации, остальные – это государственные учреждения: комплексные центры социального обслуживания, дома-интернаты, центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры.

На последней странице индивидуальной программы есть рекомендованный перечень организаций, куда он может обратиться. При этом он волен обратиться в любую другую организацию из нашего перечня, который размещён на нашем сайте соцзащита29.рф. Это гарантия того, что услуги будут оказаны качественно, в срок, без проблем.

– Самый важный вопрос: бесплатны ли эти услуги?

В.Т.: – Это действительно важный вопрос. Для ряда категорий социальные услуги оказываются бесплатно. В первую очередь, это дети: в трудной жизненной ситуации или инвалиды. Это также инвалиды боевых действий, ветераны Великой Отечественной войны, граждане с низким доходом. От уровня дохода также зависит, какой будет оплата услуг, если гражданин не может получать бесплатные услуги: частичная или полная.

Когда человек выбрал поставщика соцуслуг, определена его категория, подсчитан доход, заключается договор между поставщиком и гражданином, где прописана сумма возмещения: полная, частичная или бесплатно. Также в договоре прописано, кто закрепляется за гражданином, каков график оказания услуг, – то есть оговариваются все правила оказания соцуслуг.

Кроме того, оговаривается качество оказания услуг согласно установленным стандартам. Раз в месяц между организацией и гражданином подписывается акт оказанных услуг. Пока от этого мы никуда уйти не можем, хотя в планах у нас есть цифровизировать этот момент. Каждая услуга финансируется из областного бюджета и подлежит проверке.    

– Почему, по-вашему, о социальном обслуживании нужно знать каждому?

В.Т.: – Вообще тема социального обслуживания – тяжёлая, сложная с точки зрения восприятия, но знать о возможностях, которые даёт государство, должны все, потому что любой человек в любой момент может столкнуться с необходимостью помощи.

Система социального обслуживания постоянно трансформируется. Например, недавно мы внесли изменения в областной закон, и теперь социальные услуги бесплатно могут получить военнослужащие, которые получили инвалидность в ходе СВО, их семьи: родители, жёны. Задачи социального обслуживания – повысить качество жизни, вывести человека из трудной жизненной ситуации, повысить и помочь реализовать его реабилитационный потенциал.

Узнать, как пройти процедуру, сообщить о нуждающемся в соцуслугах, задать все вопросы о социальном обслуживании можно по телефону «горячей линии» 8-800-100-00-01.

Надежда ФЁДОРОВА.

Похожие материалы

Расписание движения автобусов
Подписка онлайн через почту
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.